Общественная инициатива о проверке чиновников Марий Эл на полиграфе пока не имеет поддержки во власти
Реально ли ввести в норму жизни проверку чиновников на детекторе лжи? Вполне! Такие предложения, касающиеся федеральных госслужащих, уже внесены в Национальный план по противодействию коррупции. А вот что думает по этому поводу собеседник газеты "Марийская правда" - директор автономной некоммерческой организации "Центр стратегического планирования Республики Марий Эл" Виктор Викторов.
- Виктор Викторович, в 2011 году, будучи председателем комиссии Общественной палаты Марий Эл, вы вносили предложение о проверке чиновников на детекторе лжи. Расскажите, какова судьба этого предложения.
- Действительно, в 2011 году проходили слушания Общественной палаты по борьбе с коррупцией. У меня было два предложения: ввести проверку на полиграфе чиновников на коррупциогенных должностях и организовать общественный контроль при проведении крупных госзакупок. К сожалению, они не были реализованы.
- В чем причина?
- Думаю, в позиции бывшего главы региона. Когда вся система госуправления держится на коррупции, внедрение таких механизмов для нее противоестественно.
- И что было дальше?
- Мне настойчиво дали понять, что мое дальнейшее участие в работе Общественной палаты нежелательно. На тот момент администрация фактически контролировала две трети назначений в палату, последняя треть избиралась именно этими назначенцами. Я выдвигался от Центра стратегического планирования и должен был пройти через всю процедуру выборов. Ранее проходил дважды, но после этого инцидента стало понятно, что дальнейшая работа в таком формате бесперспективна, это просто пустая трата времени. Власть не желала слышать предложений, ей нужна была только легитимизация уже принятых решений. Меня это принципиально не устраивало.
- Насколько обосновано было предложение о внедрении полиграфа?
- Оно основывалось на изучении опыта внедрения этого механизма в других сферах. Сегодня полиграф успешно используют в федеральном масштабе при приеме на работу МВД, ФСБ, ГИБДД, а у нас, в Марий Эл, его активно применяют банки и тот же агрохолдинг «Звениговский».
Практика доказала, что профессиональное, качественное применение этого механизма способно дать мощный результат. Ведь ложь - это базис, на котором держится вся коррупция. Если на военной и правоохранительной службе полиграф используется, если его использует бизнес, то непонятно, почему гражданская служба должна быть исключением. Ведь от решений чиновников зависят судьбы людей. Их деятельность влияет на все стороны нашей жизни. От их работы зависит, насколько хорошо или плохо мы с вами живем. Если человек идёт устраиваться на государственную службу, то ничто не должно мешать ему пройти добровольный тест на полиграфе.
- Как, по-вашему, может применяться полиграф в борьбе с коррупцией?
- Прежде всего его следует использовать при назначении на коррупциогенные должности. Исследование с использованием детектора лжи может полностью просветить прошлое кандидата. Это позволит выявить риски, которые связаны с его назначением. Ведь можно четко определить, получал ли человек ранее взятки, откаты, использовал ли служебное положение в корыстных целях, участвовал ли в предпринимательской деятельности, в том числе через подставных лиц, имеет ли деловые связи с криминалом, страдает ли зависимостью от алкоголя, наркотиков, азартных игр. Результаты абсолютно репрезентативны. Работодатель может четко оценить, какие риски связаны с назначением того или иного человека. К примеру, в банковской сфере отсев кандидатов после прохождения исследования составляет 50 процентов.
- Если человек уже назначен, можно ли использовать полиграф при проведении антикоррупционных расследований?
- Если поступает информация о каком-то коррупционном факте, то исследование на полиграфе позволяет выявить не только его наличие, но и время совершения, способ и сумму. Ложь выявляется мгновенно, и чаще всего кандидат сам во всем признается еще на стадии предварительного интервью.
- В каком формате такая работа может использоваться и насколько это законно?
- Прежде всего - это экспертное сопровождение деятельности тех антикоррупционных комиссий, которые уже существуют. Не секрет, что большинство из них работает только на бумаге. У этих комиссий нет своих оперативных служб и ресурсов для тщательной проверки деятельности чиновников. Поэтому, даже если бы они и хотели добиться результата, у них отсутствуют реальные инструменты для эффективной работы. Другое дело, если знать, где, что и когда искать. Именно на эти вопросы отвечает исследование на детекторе лжи. В соответствии с трудовым кодексом и законом о государственной службе – прохождение такого исследования дело добровольное. Другой вопрос что если чиновнику есть что скрывать то он может отказаться от проверки и это тоже будет ориентирующим сигналом и стать мотивом для тщательней проверки всей его деятельности.
- И какие могут быть приняты решения на основании такого исследования?
- Такая информация носит ориентирующий характер. Она дает четкое понимание, где искать. В дальнейшем по выявленным инцидентам проводится тщательная служебная проверка с изучением всех документов и сбором доказательств, которые передаются в правоохранительные органы. Но чаще всего человек уходит сам, получив предложение пройти проверку на полиграфе. Здесь мы видим еще один мощнейший плюс этого механизма.
Люди, которые имеют скрытой целью незаконное обогащение за счет доступа к власти, просто не пойдут в ту структуру, где отлажена работа полиграфологов. Это позволит обеспечить положительную кадровую селекцию. В результате продвигаться будут только честные профессионалы. А ушлые люди высокой моральной гибкости быстро станут достоянием ушедшей управленческой эпохи. В этом залог процветания нашей республики.
- Насколько эта идея поддерживается на федеральном уровне?
- Пока обсуждается. Как уже упоминалось, соответствующие предложения включены в Национальный план по противодействию коррупции. Их принятие - дело времени. Просто в Марий Эл мы начали разрабатывать эту тему раньше. Сейчас ожидает изменений в закон о «Государственной службе». Все будет зависеть от позиции Федерального центра.
К сведению
Нынешней весной губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров обязал всех чиновников региона пройти антикоррупционную проверку на детекторе лжи. Это произошло после задержания министра образования по подозрению во взяточничестве.
В Ингушетии первым чиновником, которого уволили после проверки на полиграфе, стал председатель комитета по делам молодежи Зураб Мальсагов. Глава республики Юнус-Бек Евкуров (сам первым прошедший тест на полиграфе) заявил, что отказ от прохождения теста «будет восприниматься как намерение что-либо утаить от кадровой комиссии и психоаналитиков».
Врио губернатора Брянской области Александр Богомаз провозгласил борьбу с коррупцией одним из приоритетных направлений в своей деятельности. Результаты опроса местных жителей показали:
- более 90% (!) за то, чтобы проверять и поступающих на госслужбу, и действующих чиновников;
- 60% считают, что проверять нужно не только претендентов на должность госслужащих, но и уже действующих чиновников;
- 10% уверены, что идея о проверке поступающих на госслужбу очень хорошая и её нужно внедрять повсеместно;
- 23,3% называют идею хорошей, но считают, что она требует доработки;
- и только 6,7% категорически против, заявляя, что такая проверка — вмешательство в частную жизнь.
Источник: Газета "Марийская правда"