Правовые аспекты применения психофизиологического исследования на полиграфе в организации антикоррупционной политики Российской Федерации
Луговой Алексей Валерьевич
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПОЛИГРАФЕ В ОРГАНИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье определены коррупционные деяния как фактор, влияющий на внешнюю безопасность страны, указаны сферы общественных отношений, которые поражены коррупцией. Отображен исторический обзор возникновения коррупции. На примере последних политических событий в мире, показано разрушающее влияние коррупционных проявлений на Конституционное устройство ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. Работа определяет эффективную роль психофизиологического исследования на полиграфе в выявлении достоверности информации в борьбе с коррупцией в Российской Федерации. Использование полиграфа для совершенствования антикоррупционной политики государства открывает новые возможности в борьбе с таким общемировым злом, как коррупция. Работа закрепляет за психофизиологическим исследованием на полиграфе основную профилактическую функцию в организации борьбы с коррупцией в России. В статье дан анализ законопроекта «О применении полиграфа в Российской Федерации», который был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. На основании изучения проектируемой нормы сделаны выводы о необходимости применения исследования на полиграфе при выявлении коррупционных рисков в случае назначении на должности государственных служащих, от деятельности которых зависит безопасность и Международный авторитет Российской Федерации.
В настоящее время преступность, имеющая коррупционную составляющую, стала уже не столько криминальной проблемой, сколько общегосударственным негативным фактором, не только подрывающим авторитет власти, но и разрушающим государственность. Она способствует все более глубокому подрыву национальной безопасности. В целом, осознавая разрушительную силу коррупции, мы не представляем до конца, какую угрозу она представляет для нормального функционирования всех институтов общественных отношений современного государства.
Понятие коррупция знакомо человечеству с древних времен. В мировой практике борьбы с коррупцией существует множество определений этого явления. Наиболее четкое определение коррупции дал в своих трудах Джозеф Сентурия : « Злоупотребление публичной властью ради частной выгоды». Российская юридическая энциклопедия дает определение коррупции: « использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях». Одним из множества признаков определений понятия коррупции, является возникновение господствующей власти немногих. Этот признак явно проявляется в разрушении правового регулирования всех общественных отношений любого государства, а в дальнейшем к невозможности регулирования международных общественных отношений. Примером этому является несанкционированные с ООН политические и военные мероприятия, проводимые на территории суверенных стран Азии, Евразии, Африки, такими крупнейшими странами как США, Англия, Германия.
Главным признаком коррупции, по мнению исследователей многих стран Мира, является доминирование власти немногих (олигархии). Так и в Мировом масштабе, нарушение норм международного права руководством отдельных развитых стран, приводит к развязыванию кровопролитных войн, геноциду мирного населения, общемировой экономической дестабилизации. Общество осуждает обогащение небольшой горстки представителей «элиты», будучи убежденным, и не без основания, что все их богатство нажито нечестным, незаконным путем. Деформация жизненных ориентиров у значительной части населения, особенно в подростковой среде, привела к тому, что стали признаваться социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественного и преступного поведения, не считаются позорными судимость, привлечение к уголовной ответственности. В сознании многих людей утрачена ценность продуктивного труда как источника благополучия и главного средства самореализации личности. Криминогенно значимые деформации духовно-нравственной сферы в значительной мере связаны со злоупотреблениями свободой слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия и культа наживы любой ценой. Все эти факторы привели к беспрецедентному для России распространению коррупции в социально-экономическую и политическую жизнь страны, а также к формированию у значительной части населения поведения и формы мышления, имеющего коррупционную составляющую. Эту форму поведения и мышления можно обозначить как коррупционное поведение, имеющее психофизиологическую основу, которую возможно исследовать при помощи полиграфа.
К наиболее эффективным техническим мерам профилактики коррупционных правонарушений на сегодняшний день, можно отнести использование специального психофизиологического исследования с использованием полиграфа. Полиграф не выявляет ложь в прямом ее проявлении, а только лишь позволяет регистрировать психофизиологические реакции организма человека на предъявляемые стимулы.
Использование полиграфа в совершенствовании антикоррупционной политики государства дает возможность с определенной степенью вероятности выявлять не только причастность (или не причастность) опрашиваемого лица к совершенному противоправному деянию, но и определить его роль, место в организованной преступной группе. Психофизиологическое исследование может эффективно помочь в сборе вещественных или иных доказательств по делу, определять методы и способы совершения противоправных действий и еще ряда дополнительных сведений. Здесь главным достоинством полиграфа является его профилактический эффект с точки зрения неотвратимости наказания за коррупционные деяния. Лица, совершающие коррупционные преступления всегда заинтересованы в тщательном сокрытии всех следов и маскируют свое коррупционное поведение под внешне законные действия. Посторонних свидетелей, как правило, не бывает, а материальные следы либо не остаются, либо заблаговременно уничтожаются. Расследование подобных преступлений имеет сложную составляющую, как по срокам, так и по сбору качественной доказательственной базы. Но если доказательства возможно уничтожить, то психофизиологические составляющие памяти головного мозга преступников невозможно очистить. Вся информация о коррупционном преступлении и поведении сохраняется в памяти самих преступников фактически навсегда. И добыть ее можно с помощью полиграфа, проведя исследования памяти человека в криминалистических целях. По сути - провести диагностику оставшихся в памяти знаний о событиях прошлого и выявить информацию, которую коррупционер стремится скрыть. А если рассмотреть применение полиграфа в противоположном аспекте, то возникают ситуации, когда органы следствие, собрав некоторые, как правило, косвенные данные, трактует их не в пользу человека, который не совершал инкриминируемых ему коррупционных действий, но не может ничем подтвердить свою невиновность. И тогда так называемый детектор лжи (полиграф) - единственный шанс снять с себя необоснованные подозрения, тем более - обвинения.
В настоящее время в России существует законопроект «О применении полиграфа в Российской Федерации». Проектируемый закон определяет предмет, цели и сферу его применения, а также закрепляет основные понятия и термины, используемые в психофизиологическом исследовании.
Статья 2. Основные понятия и термины. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) полиграф - техническое средство, предназначенное для гласной синхронной регистрации в процессе опроса человека параметров его физиологических процессов (в том числе, дыхания, сердечно-сосудистой активности, изменения электрических свойств кожи, двигательной активности и других процессов) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и (или) цифровом виде;
2) опрос с применением полиграфа - безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе, тестирование на полиграфе), ориентированная на оценку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом;
3) тестирование на полиграфе - составная часть опроса с применением полиграфа, включающая в себя регистрацию параметров физиологических процессов человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения;
4) специалист по проведению опросов с применением полиграфа (полиграфолог) - специалист, аттестованный в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
5) ассистент полиграфолога - лицо, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении тестирования на детектор лжи и действующее в ходе тестирования под руководством полиграфолога;
6) опрашиваемое лицо - физическое лицо, проходящее опрос с применением полиграфа;
7) инициатор опроса - физическое или юридическое лицо, инициирующее проведение опроса с применением полиграфа в случаях, предусмотренных настоящим проектируемым Федеральным законом;
8) представитель инициатора - физическое лицо, представляющее интересы инициатора опроса и участвующее в организации опроса с применением полиграфа;
9) обязательный опрос с применением полиграфа - опрос, осуществление которого является обязательным для инициатора опроса и для опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим проектируемым Федеральным законом;
10) добровольный опрос с применением полиграфа - опрос, осуществляемый при наличии добровольного согласия опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим проектируемым Федеральным законом;
11) отказ от прохождения опроса с применением полиграфа -зафиксированное в письменной форме лицом, в отношении которого инициировано проведение опроса с применением полиграфа, или полиграфологом в присутствии указанного лица решение последнего не проходить такой опрос;
12) заявление об изменении сроков прохождения опроса с применением полиграфа - письменное заявление лица, которому предложено пройти опрос с применением полиграфа, о необходимости изменения сроков проведения такого опроса по основаниям, предусмотренным настоящим проектируемым Федеральным законом;
13) результат опроса с применением полиграфа - письменное заключение полиграфолога о достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, составленное на основе информации, полученной в ходе проведения опроса;
14) материалы опроса с применением полиграфа - результат опроса с применением полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также аудио- и (или) видеозаписи, полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы.
Основным правовым фундаментом проектируемого закона является Конституция Российской Федерации, в соответствии с которой мероприятия, регламентируемые психофизиологическое исследование, должны носить добровольный характер. Однако, учитывая прогрессирующий рост коррупционных преступлений в стране за последние годы, возникает острая необходимость в профилактике и своевременном пресечении коррупционных действий, путем своевременного выявления коррупционного поведения, имеющего место в общественных отношениях регулирующих внутреннее, внешнее политическое и экономическое развитие России. Так, статья № 6 вышеуказанного законопроекта, определяет два вида опроса при проведении исследования с помощью полиграфа.
Статья 6. Виды опросов с применением полиграфа.
В соответствии с настоящим проектируемым Федеральным законом опросы с применением полиграфа осуществляются в обязательном или добровольном порядке.
Обязательный опрос, на основании законопроекта, предлагается ввести при назначении и регулировании трудовой деятельности лиц занимающих или замещающих государственные должности Федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления всех ветвей власти в Российской Федерации.
Статья 9. Лица, проходящие обязательные опросы с применением полиграфа.
Федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органы местного самоуправления, организации осуществляют обязательные опросы с применением полиграфа:
1) граждан Российской Федерации, получающих или имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) граждан Российской Федерации, поступающих на службу (работу) или проходящих службу (работающих) в:
- органах внутренних дел;
- органах федеральной службы безопасности;
- органах внешней разведки;
- органах федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;
- органах таможенного комитета;
- органах государственной охраны;
- органах прокуратуры;
- подразделениях службы судебных приставов органов юстиции;
- подразделениях службы исполнения наказаний;
- подразделениях министерства обороны;
- подразделениях министерства иностранных дел.
3) граждан Российской Федерации, поступающих на работу, связанную с обеспечением эксплуатации особо важных, режимных или опасных производственных объектов, или поступивших на такую работу.
4) другие категории лиц в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 10. Случаи применения обязательных опросов с применением полиграфа.
1. Обязательные опросы с применением полиграфа проводят в отношении лиц, подпадающих под действие статьи 9 настоящего проектируемого Федерального закона, при наличии их письменного согласия:
1) при поступлении на службу (работу);
2) при осуществлении периодического или выборочного контроля служебной деятельности.
2. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни:
1) должностей, на которые поступают или на которых работают (проходят службу) лица, подпадающие под действие статьи 9 настоящего проектируемого Федерального закона;
2) особо важных, режимных или опасных производственных объектов, на которых применяют обязательные опросы с применением полиграфа в соответствии с пунктом 3 статьи 9 проектируемого закона.
Статья 12. Отказ от прохождения обязательного опроса с применением полиграфа.
Отказ от опроса с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 9 проектируемого закона, является основанием для отказа в поступлении на работу (службу) или в допуске к исполнению ими служебных обязанностей за исключением случаев, определенных статьей 7 проектируемого закона.
Внимательно изучив перечень должностей вышеуказанных статей, очевидно, что их трудовая деятельность связана с обеспечением государственной безопасности Российской Федерации и поддержкой Международного авторитета страны. Поэтому профилактика и выявление коррупционных рисков в этой сфере общественных отношений, является одной из приоритетных задач обеспечивающих прогрессирующее развитие и процветание России. Порядок проведения обязательных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие части 1 статьи 9 настоящего законопроекта, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Порядок проведения органами государственной власти обязательных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие части 2 этой же статьи, устанавливается нормативными правовыми актами указанных органов. В свою очередь, порядок проведения организациями обязательных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие части 3 статьи 9 настоящего Федерального законопроекта, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Учитывая всю ответственность и сложность проведения психофизиологического исследования на определяемом Федеральным законопроектом уровне, необходимо ставить вопрос о качественном профессиональном уровне специалистов проводящих исследование на полиграфе. Подобранные специалисты обязаны иметь не только безупречную репутацию и опыт работы, а и фундаментальные знания с квалификационным подтверждением в области объективной и оперативно-розыскной психологии. Данный уровень должен подтверждаться сложившейся за последние годы репутацией в полиграфической практике и сроком обучения специалистов полиграфологов не менее трех лет. В настоящее время в Российской Федерации таких учебных центров и школ очень мало, но их практика и квалификационный уровень должны стать фундаментом в разработке новых и качественных методик психофизиологического исследования на полиграфе.
Антикоррупционная политика Российской Федерации является в настоящее время наиболее приоритетной. Исследования на полиграфе могут иметь большое значение в профилактике, выявлении и пресечении коррупционных преступлений с учетом требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 28.11.2015) "О противодействии коррупции". Робота полиграфологов должна основываться на основных принципах противодействия коррупции закрепленных в статье № 3 настоящего закона, а именно:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Разработка эффективных методик опросов может решить антикоррупционные задачи при реализации требований норм закрепленных в статье № 6 закона, профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Для реализации методик психофизиологического исследования на полиграфе в антикоррупционной сфере, можно выделить несколько направлений опроса по оценке достоверности информации при исполнении требований закона:
- по запрету отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
- по не представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- по не предоставлению ведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- по не представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, устанавливаемых федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;
- по не предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими должности при размещении их в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых в Российской Федерации на основании федеральных законов, и не предоставления сведений для опубликования их в средствах массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;
- по непредставлению гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, что является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения;
- по не предоставлению лицами, замещающими (занимающими) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- по не предоставлению сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций);
- по не исполнению обязанности государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, где государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
- по неисполнению ограничений и обязанностей, определенных статьей 12.1 закона РФ «О противодействии коррупции», налагаемых на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, а именно:
1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований), если в порядке, установленном федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации;
3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
4) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе;
7) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой;
8) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей. Дополнительно необходимо отметить эффективность психофизиологического исследования на полиграфе при проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов Российской Федерации, в части положительных или отрицательных мотиваций принятий законопроектов, а также исполнения антикоррупционного законодательства России в законодательном аппарате страны.
На основании изложенного, можно признать эффективность психофизиологического исследования на полиграфе в профилактике, выявлении и пресечении преступлений и правонарушений, имеющих коррупционную направленность. Мировая практика доказала, что иногда от специалиста, проводящего психофизиологическое исследование на полиграфе, зависит судьба человека в полном и переносном смысле. Поэтому, от уровня подготовки полиграфолога и функционирования органа контролирующего и координирующего психофизиологические исследования в стране, зависит результат этой сложной и ответственной работы. Законопроектом «О применении полиграфа в Российской Федерации» в статье № 31 предложено создать Межведомственную комиссию по опросам с применением полиграфа.
Статья 31. Межведомственная комиссия по опросам с применением полиграфа.
1. Организационные принципы проведения в Российской Федерации опросов с применением полиграфа органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, единые методические нормы проведения таких опросов, а также порядок создания ведомственных комиссий по опросам с применением полиграфа и подготовки полиграфологов для указанных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций определяет и контролирует Межведомственная комиссия по опросам с применением полиграфа.
2. Положение о Межведомственной комиссии по опросам с применением полиграфа утверждается Правительством Российской Федерации.
Возможно, при принятии этого закона эта статья может быть дополнена ссылкой на кадровую структуризацию данного органа (Межведомственной комиссии). С учетом решения особо приоритетных антикоррупционных задач Российской Федерации, Межведомственные комиссии по применению полиграфа, можно ввести в структуру Совета безопасности Российской Федерации. Далее, кадровый состав Научного совета при Совете безопасности расширить высококвалифицированными специалистами и руководителями действующих, практикующих центров и школ.
Список литературы:
- Луговой А.В. Частный сыск-субъект оперативно-розыскной деятельности в борьбе с коррупцией в Российской Федерации. Научно-практический журнал Закон. Право. Государство: №2(10), ///. Проблемы уголовной политики и практики. СПб.: ГУАП, 2016. 403 с.: ил. С 240-251;
- Законопроект «О применении полиграфа в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О противодействии коррупции".
Источник: КиберЛенинка