Актуальность изучения и учета этнопсихологических особенностей при проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа
Белянкина В.А.
старший психолог-инспектор отдела психологического обеспечения УВП. Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ И УЧЕТА ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА
Применение специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа в работе с кадрами является динамично развивающимся направлением деятельности психологических служб органов и учреждений системы МВД России.
В настоящее время множество научных источников по психологии, геронтологии, медицине, физиологии предоставляют различную информацию об особенностях личности, определяемых половозрастными различиями. Наряду с этим нельзя не учитывать значение этнопсихологических особенностей личности, в отношении которой применяется СПФИ с использованием полиграфа.
Этнопсихологические особенности проявляются в определенной динамике, формируются под воздействием социально-экономических, исторических и культурных условий жизни. Одни и те же качества у представителей разных этносов и национальностей имеют своеобразие, проявляются в сознании, поведении, эмоциональных реакциях.
Актуальность изучения этнопсихологических особенностей в современных условиях развития России, в т.ч. в образовательных учреждениях МВД России, приобретает особое значение в связи с тем, что в Российской Федерации 89 субъектов с полиэтническим составом. Этническая структура населения очень сложна - в материалах переписи Российской Федерации 2002 г. было выделено 128 народов. Важнейший аспект личностного развития, традиционно обнаруживающий различия, включают интересы, предпочтения, идеалы, установки. Несомненно, и то, что в развитие половозрастных различий, проявляющихся как в способностях, так и в личностных чертах, вносят свой вклад не только биологические факторы, но и культуральные.
В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке и живут на одной территории, но также чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности. Реальная этническая общность, определяемая Л.Н. Гумилевым как «динамическая система», включает в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурные традиции и взаимосвязи с соседними этносами. Только в этом случае этнопсихологические особенности проявятся не как перечень отличий, а во взаимосвязи друг с другом и с другими общечеловеческими, присущими представителям конкретного общества групповыми и индивидуально психологическими особенностями.
По мнению И. С. Кона, исследования в этнической психологии могут быть либо социокультурными (характеристики общества, культуры), либо психологическими (свойства индивида, входящего в тот или иной этнос). Поэтому вполне закономерно, что в зависимости от изучаемого предмета меняется и методический аппарат, и логика исследования, что и предполагается при проведении специальных психофизиологических исследования с использованием полиграфа.
Анализируя литературные источники по проведению специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа, можно сделали вывод, что основной акцент при работе с клиентами делается исключительно на гендерные и возрастные особенности личности. Например, важной отличительной характерологической особенностью женщин в сравнении с мужчинами принято считать большую эмоциональность, которая оказывает значительное влияние на результаты опросов при проведении СПФИ и определяет применение своеобразных приемов в работе. Среди возрастных особенностей можно привести в качестве примера возрастание числа хобби и направлений деятельности в возрасте до тридцати лет или снижение уровня восприимчивости к мнению окружающих у взрослых людей по равнению с детьми и подростками. Однако реально существующие этнопсихологические особенности не могут не оказывать влияния на различия в поведении и реагировании опрашиваемых. Если психофизиологический уровень этнопсихологических различий вызывает закономерные сомнения в силу теоретической и практической неразработанности данного вопроса, то психофизиологически опосредованное влияние на особенности реакций этнопсихологических различий индивидуально-психологического и социально-психологического уровня очевидно и должно учитываться при проведении полиграфных исследовний.
Этнический характер и специфичен и типичен одновременно, поскольку это специфическое соотношение тесно взаимосвязанных психологических качеств, типичных для всего человечества. Во-первых, специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретной этнической общности. Во-вторых, специфические психологические качества, так или иначе, доминируют в структуре личности большинства представителей этнической общности. Изучить этнический характер - значит раскрыть его наиболее выраженные социально-психологические черты. Но ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не может быть абсолютно уникальной. Уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими.
Статическим элементом психического склада этноса являются также этнические обычаи и традиции. Они обусловлены не только объективными социальными отношениями, но и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. Субъективные представления о нормах и правилах поведения объективируются в виде обычаев и традиций. Этнические обычаи - это те порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки, которые из поколения в поколение закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму. Этнические традиции же обращены к духовному миру человека, они играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений. Традиции влияют на психику человека прямо и опосредованно. В отличие от прямого при опосредованном влиянии формирование черт человека происходит в соответствии с организацией порядка повседневных отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.
Вторым важным фактором социализации личности является уровень культурно-исторического развития общества. Человечество имеет разные модели личности в зависимости от этнокультурных традиций и общественно-экономического строя. Различные социальные общности предъявляют к формированию личности свои специфические требования.
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза - важнейшее условие для понимания психофизиологических отличий представителей разных народов.
В настоящее время учет вышеперечисленных особенностей личности, как представителя этнической группы или этноса при проведении СПФИ с использованием полиграфа приобрел особую актуальность в силу все более широкого применения полиграфа как в кадровом отборе (скрининг), так и в раскрытии преступлений, возрастания требований к качеству специальных психофизиологических исследованием с использованием полиграфа в условиях реформирования МВД России. С нашей точки зрения в рамках реализации новой кадровой политики МВД России необходимо совершенствовать методики используемые при проведении СПФИ с использованием полиграфа, на основании выявленных этнопсихологических особенностей.
Список литературы:
- Агзамова Е.Ю. Факторы, определяющие проявления индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников органов внутренних дел: автореф. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Ташкент, 2001. - С. 4.
- Варламов В.А. Варламов Г.В., Власова Н.М. Углубленные Кадровые Проверки. - М., 2003. - С. 141
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1979.
- Ооржак Л.Н. Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел: дисс. ... канд. псих. наук. - М., 2005. - С. 11.
- Платонов Ю.П. Этническая психология / Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2001. - 320 с.
Источник: КиберЛенинка