Детектор лжи в нашей жизни
Ещё недавно детектор лжи, или полиграф, был рабочим инструментом только спецслужб. Сегодня «чудо-аппарат» используется в различных сферах. Например, в частных организациях - при приёме на работу, для раскрытия производственных преступлений, выяснения каналов утечки информации, выявления лояльности сотрудников.
О полиграфе и методе безаппаратной детекции лжи мы беседуем с полиграфологом Ксенией Владимировной Сафаровой.
- Почему вы избрали такую редкую и необычную профессию?
- Мне всегда хотелось работать с людьми, помогать им. Поэтому после школы поступила в медицинское училище, стала медсестрой. Следующее образование – косметолог. Когда достигла определенных высот, поняла: что двигаться особо некуда, а сидеть на одном месте - не по мне. И поступила в Уральский госуниверситет на психологический факультет, на третьем курсе начала работать психологом. Мне очень нравится эта профессия, и я до сих пор занимаюсь консультированием. Но, к сожалению, в нашей стране психологам за их достаточно большие усилия выплачивается маленькое вознаграждение. Пришлось поменять направление работы. Когда мне предложили выучиться на полиграфолога, с радостью согласилась. Настоящих профессионалов в этой сфере деятельности мало. Прошло несколько лет, пока вникла во все тонкости профессии, стала получать удовлетворение от результатов работы. Помогли и медицинское, и психологическое образование, и накопленный опыт работы с людьми. Моя профессия - тоже помогающая: мы трудимся для того, чтобы снять с человека обвинение, а не чтобы кого-то обвинить. Преподаватели говорили: «Если мы ошибёмся и оправдаем виновного, его догонит и накажет Бог. А если мы обвиним невиновного, то Бог догонит и накажет нас». Таков принцип нашей работы.
- А что это за новая методика - «безаппаратная детекция лжи», которой вы владеете?
- Я прошла повышение квалификации в Международной академии исследования лжи по профессии профайлер. Многие, наверное, смотрели фильм «Обмани меня» про доктора Лайтмана. У персонажа есть реальный прототип – Пол Экман, ученый, занимающийся изучением эмоций человека. Детекция лжи необходима и в раскрытии преступлений, и при приёме людей на работу. С раскрытием преступлений все понятно, объясню ситуацию с приемом на работу. Не секрет, что некоторые сегодня дипломы покупают, образование получают не учась. Человек пытается трудоустроиться, не обладая необходимыми знаниями и навыками, более того, не обладая достаточными личностными особенностями, что иногда важнее, чем знания. Так вот, примерно такая группа, как в фильме «Обмани меня», образовалась у нас в стране. Это Международная Академия Исследования Лжи, которая сотрудничает с частными организациями. Специалисты академии каждый день на практике отрабатывают свои навыки, преподают знания, которые проверили на себе. Профайлинг для меня – глоток свежей воды. С новыми знаниями, со знаниями эмоций, жестов, движений открываются более широкие возможности.
- На чём всё основано?
- Все просто: физиология. Не для кого не секрет, что сначала человек общался посредством тела, жестов, только потом подключилась речь. Не было бы речи – не появилось бы лжи. Ложь необходима в нашей жизни. В фильме «Изобретение лжи» замечательно это показано: все говорят только то, что есть на самом деле, неприкрытую правду. Это не очень интересно, но очень жестоко. Ложь – социально необходимая вещь. С другой стороны, человек эксплуатирует ложь, когда старается скрыть преступление, серьёзное нарушение, которое несёт опасность окружающим.
Если человек не умалчивает и не скрывает ничего, он ведёт себя, как обычно. А если он начинает что-то скрывать, искажать информацию, лгать, - его поведение резко меняется. Это видно, если знать, на что смотреть.
- Каков процент достоверности выводов такого специалиста, как вы?
- В безаппаратной детекции лжи набирается статистика, по одному критерию нельзя сделать вывод. К полиграфу, кстати, это тоже относится: записывается работа нескольких физиологических каналов - дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, потоотделение, артериальное давление и так далее. По изменениям только в одном канале выводы делать нельзя. Процент достоверности - 92-96. Существуют четкие критерии сокрытия информации, они либо присутствуют, либо отсутствуют. Недавно разбирали два ЧП. Беседы проводили сотрудники службы безопасности коммерческой организации, я просто наблюдала. В первом случае человек пытался скрыть информацию, это было видно по его эмоциям, позе, жестам, речи. Можно было четко разграничить, до какого момента человек дает правдивую информацию, а когда начинает искажать или скрывать. Во втором случае наблюдалась другая ситуация: базовая линия человека не менялась на протяжении всей беседы, независимо от темы, эмоции тоже указывали на то, что человек говорит правду. Проводить обследование с помощью полиграфа не имело смысла, выводы были однозначные.
- Помогает то, что вы - ещё и психолог?
- Конечно. Чтобы отследить реакции, надо расположить собеседника, уметь в нужное время правильно задавать нужные вопросы. Ко мне за помощью обращаются ребята, с которыми училась в академии, большой опыт работы психологом позволяет мне разобраться в сложных ситуациях.
- Наверняка возникают сложности. Как часто?
- Нелегко приходится из-за высокой степени ответственности. Но когда чётко знаешь, что всё делаешь правильно, - решение однозначное. Был интересный случай. На складе пропала крупная сумма денег. Всех, кто на складе находился, подвергли обследованию на полиграфе. Среди них причастного к краже не оказалось. Но деньги-то пропали! Я звоню заказчику, переживаю, что он будет разочарован, но в выводах своих уверена. Сообщаю результат. А заказчик в ответ: «Деньги нашлись, они, оказывается, были не на складе, а в сейфе». Я гордилась тем, что не обвинила невиновного. Именно так должен поступать профессионал – быть честным по отношению к себе. Когда училась в Национальной школе детекции лжи, мы подписали Кодекс чести, и для меня неприемлема сделка с совестью. Еще в нашей профессии важна толерантность, отношение к человеку, каким бы он ни был, с уважением, любовью.
- Что нравится в этой профессии?
- Интересно наблюдать человека, видеть тонкости в его поведении, делать из этого выводы и убеждаться, что они правильные. К каждому нужно найти ключик, подобрать нужные слова. Когда это получается, испытываешь кайф. О своей профессии могу говорить часами. Я много лет шла по ступенькам вверх к такому сочетанию: помогать людям, при этом получать удовлетворение от работы и постоянного творчества, находиться в поиске, в движении. Это не просто профессия, это состояние души.
Валентина Демидова
г. Первоуральск