Кандидатов в чиновники проверят на полиграфе
Машина, которую нельзя обмануть — полиграф или детектор лжи — давно используется при приёме на работу и внутренних расследованиях в правоохранительных структурах и крупных корпорациях. Но как инструмент противодействия коррупции он никогда официально не использовался. Предложение о начале новой практики может попасть на рассмотрение депутатам VII созыва.
Слуге народа скрывать нечего
Заместитель председателя комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Дмитрий Галочкин давно является сторонником психофизиологических исследований. Он сам проходил процедуру тестирования на полиграфе и сделал это добровольно, поскольку хотел увидеть весь процесс изнутри. По его мнению, если человек идёт устраиваться на государственную службу, то ему должно быть нечего скрывать от народа и ничто не должно мешать ему пройти добровольный тест на полиграфе. «Мы предлагаем проходить данное тестирование всем государственным служащим до начала их деятельности, а также общественным деятелям», — сказал он на круглом столе в Общественной палате, посвящённом потенциалу исследований на полиграфе в борьбе с коррупцией. Эксперт подчеркнул, что при этом вопросы при исследовании должны носить чисто профессиональный и антикоррупционный характер и никак не касаться личной жизни и вероисповедания.
Он добавил, что очень важно, чтобы данный процесс был объективным, независимым и контролируемым. В первую очередь он необходим и для повышения престижа, доверия и авторитета власти перед населением страны. «Мы не боремся с коррупционерами, мы не подменяем собой правоохранительный блок. Мы пытаемся предотвратить возможные коррупционные ситуации», — сказал Галочкин. Возможность использования полиграфа в этой сфере уже поддерживают многие политические деятели, например вице-губернатор Ивановской области Олег Пташкин уже поддержал инициативу общественников и сам прошёл тест на полиграфе.
Кто будет сторожить сторожей?
На практике полиграф давно доказал свою эффективность, как в государственном секторе, так и в не- государственной сфере безопасности, считает директор НП «Национальная Коллегия Полиграфологов» Юлия Дробязка. Детектор лжи используется с успехом почти во всех правоохранительных структурах, а в негосударственной сфере его применяют в кадровой работе и при трудоустройстве. «Но профессия полиграфолога имеет законодательное закрепление только на образовательном уровне, профессиональный стандарт этой профессии находится сейчас у нас в разработке», — подчеркнула она. Также в России ещё нет единого законодательного акта, который бы регламентировал применение полиграфа в различных сферах общественной жизни. Тестирование на полиграфе может использоваться в борьбе с коррупцией, но процедура эта добровольная, возможна только с письменного согласия испытуемого. Необходимо осознавать, что полиграф не панацея, не дубинка, которой стоит размахивать, результаты теста имеют только ориентирующее значение.
По мнению председателя Правления Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Анатолия Голубева, полиграфические исследования должны быть в высшей степени независимыми. «Нельзя ожидать эффективной оценки в исследованиях, проведенных штатными полиграфологами, которые работают в учреждении или ведомстве за зарплату. Необходимо создать реестр аттестованных и квалифицированных полиграфологов, которые и будут проводить соответствующие исследования», — уверен он.
Ведущий специалист России в области инструментальной психофизиологической детекции лжи Ирина Зубрилова провела более 8 тысяч полиграфных исследований, как при расследовании уголовных дел, так и в частной практике, в этой области она работает уже 20 лет. Результаты совсем не утешительные, по словам эксперта, 25 процентов людей, ранее работавших в таких сферах, как строительство и банковское дело, при тесте на полиграфе показывали, что в прошлом они имели отношение к «откатам». Сам полиграф действительно может стать эффективным инструментом по противостоянию коррупции. «Но надо иметь в виду, что полиграфологи тоже люди и они работают в той сфере, где могут предлагаться взятки. Специалисты должны быть независимы, они сами не должны знать, кого и когда они будут тестировать вплоть до начала исследования», — считает Ирина Зубрилова.
Предложение о внесении добровольных тестов на полиграфе в Национальный план по противодействию коррупции будет направлено к сентябрю органам исполнительной, законодательной власти, в администрацию Президента, в правоохранительный блок, а также депутатам Государственной Думы нового созыва.
Источник: Парламентская Газета